Если б не было войны. Песни о войне. Песни победы. Victory song. War songs. If there was no war
Описание
Исполняет Дарья Бирюкова, студентка ИПС НУ "ОЮА"
Печальная песня девушек, чьи любимые не вернулись, погибли на войне. Песня жен, оставшихся вдовами. Да и песня матерей, сестер, песня всех женщин. Чьи любимые мужчины не вернулись с войны.
Ещё до встречи вышла нам разлука,
А всё же о тебе я вижу сны,
Да разве мы б прожили друг без друга,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.
Наверно, я до срока стала старой,
А только в этом нет твоей вины,
Какой бы мы красивой были парой,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.
И снова ты протягиваешь руки,
Зовёшь из невозвратной стороны,
Уже б ходили в школу наши внуки,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.
Никто калитку стуком не тревожит,
И глохну я от этой тишины,
Ты б старше был, а я была б моложе,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.
Да разве мы б прожили друг без друга,
Мой милый, если б не было войны.
Слова – Игоря Шаферана, музыка – Марка Минкова.
В 1981 году, к той же годовщине, вышел фильм «Приказ: огонь не открывать» – о советских солдатах, которые в 1941-ом служили на границе с Манчжурией. Фильм заканчивается сообщением о Победе, и под звуки песни «Если б не было войны», солдат идёт от могилы к могиле, где-то кладет цветы, где-то просто постоит рядом и пойдёт к следующей. Последние кадры фильма – салют.
О чём песня?
Если бы не было первой строчки, это была бы песня о памяти, долгой, мучительной, верной памяти о погибшем любимом человеке, о том, как могла бы быть прожита жизни с ним, и о том, как она была прожита без него – именно потому, что так тяжела потеря именно его, любимого.
Но дело всё именно в первой строке: погиб солдат, и какая-то неизвестная ему женщина осталась одинока. Песня, моментально ставшая известной (исполняла Валентина Толкунова), очень лиричная, казалось бы, всем своим содержанием обращенная к конкретному образу, посвящена вовсе не проблеме памяти. Она о том, чего не смог прожить этот солдат, она о том, чего не смогла прожить его сверстница: она не помнит его, каким он входил в эту калитку, она его воображает.
Это одна из версий «памяти», распространённых в советских текстах, рассчитанных на широкую известность, на бытование на эстраде: подмена памяти представлением, воображением; подмена памяти о конкретном, знакомом, дорогом человеке представлением некоего абстрактного образа; подмена травматического опыта пережитого опытом сопереживания, сочувствия, воображения.
Ольга Розенблюм
Комментарии